ina4e (ina4e) wrote,
ina4e

Абхазия. 0

Дорогие мои френды! Со мной тут случилась двухнедельная поездка в Абхазию, и это мой ПЕРВЫЙ РАЗ на море. Поэтому тут будет много подрооообного лытдыбра, вы уж извиняйте, я хочу удержать это в памяти. Ну и да – я влюбилась в Абхазию, я безумно тоскую по Сухуму и Агудзере, и по рынку в Пицунде, и по безымянному Сандро, и по себе в голубой шляпе, бело-голубом сарафанчике и босоножках цвета темной берлинской лазури... По коровам на дорогах, по ежевике и винограду, по копченому сыру, по россыпям камушков – сплошные сокровища, я привезла с собой полкило! По художнику Сергею, по абхазскому мороженому за червонец, это самое вкусное мороженое в моей жизни... Буду выкладывать детальные описания, вдруг кому нечем заняться, а френд-лента пустая. Ну и фотографии – в дальнейшем будет много, а самое начало я, увы, не запечатлела, поэтому вам придется самостоятельно придумывать иллюстрации =))
0. НАЧАЛО. САМОЛЕТ. ГРАНИЦА. НОЧЕВКА
Вечером последней пятницы лета мы садимся в самолет в Пулково. Еще по-летнему светло, нам достались удачные места, сразу за бизнес-классом – там можно вытянуть длинные ноги, а еще хороший вид в иллюминатор. Я сажаю Анечку к окну, а сама намереваюсь глазеть на небо через нее, Анечка ведь такая хрупкая, что я иногда удивляюсь, откуда в ней столько силы. Я очень люблю момент взлета. Это как предвкушение оргазма. Внутри рождается облако счастья, перетекающее в плоть облаков вокруг самолета. Манные поля счастья. Манна небесная. Со сливками. С огромными хребтами взбитых сливок...
Кстати, пора поужинать. Раз уж небо так быстро темнеет.  Аэрофлот честно выдал мне вегетарианское питание – салатик, что-то горячее с грибами, булочку, пару кусочков сухофруктов. А вот Анечка осталась без еды – я заказывала на двоих, когда оформляла бронь на билеты, но спецпаек принесли почему-то только мне. Мы грызем один ужин на двоих, а еще у меня с собой миндаль и бананы.
До посадки остается всего ничего, когда наш пилот объявляет, что аэропорт Сочи не может нас принять, потому что там отбывает правительственный рейс. Наш самолет полчаса нарезает круги вокруг огней южного города, и мы с соседкой на все корки ругаем Путина и его приближенных. Попутно она рассказывает, как улетала в Питер, где была в турпоездке. Оказывается, Аэрофлот продает места с "запасом", то есть на 5% больше, чем мест в самолете. В итоге наша соседка еще с одним человеком просто "не влезла", их кресла уже были заняты, и они долго ждали, пока в каком-нибудь следующем рейсе найдутся для них свободные места. Мы сидим и осмысляем услышанное. Места с запасом.. почти как в маршрутке, однако. Странно, что им не предложили лететь стоя...
Ура! Все-таки нас решили посадить. Прямо милость свыше, простите за каламбур. Время – около девяти, а вокруг нас словно глубокая ночь – вот она, разница севера и юга. Самолет мягко приземляется, стыкуется с переходной трубой, и мы выходим получать багаж. Мой рюкзак вместе с палаткой запеленали так крепко, что мы вдвоем освобождаем его от пленки, наверное, минут двадцать – ключами и другими подручными средствами. В штанах и кофте очень жарко. Однако здесь не меньше двадцати восьми градусов, и это ночью... Скорее, скорее – на волю, в пампасы! Впрочем, что делать на воле, мы не знаем. Время – пол-десятого вечера, а нам надо каким-то хитрым макаром доехать до границы в Псоу. А там – еще непонятнее, куда. По идее, нам нужно в Лдзаа (Лидзаву), а она находится немного дальше, чем Пицунда. Как доехать от границы до Пицунды ночью, мы тоже не особо представляем. Я так вообще первый раз в жизни буду переходить границу, и какое счастье, что тут не нужен загранпаспорт. Я ведь его так до сих пор и не сделала.

Мы выходим в жар ночи, и тут на нас буквально набрасываются... диспетчера! Сначала таксисты с характерным акцентом просто предлагают довезти нас куда угодно, постепенно сбрасывая цену: "За 800!" Мы мотаем головой. Я знаю, что вообще должны везти не дороже 150, но судя по расписанию на остановке, туда еще может идти рейсовый автобус. На него вся надежда! Тут подходит еще один жаждущий наших денег: "Девочки! Куда вам? В Псоу? За 500 довезу!" "Спасибо, не надо!" "Девочки, вы уже не уедете. Я вам помочь хочу!" Старательно делаем морду кирпичом и отворачиваемся. И так три раза.

Затем передышка, во время которой я ласково допрашиваю уборщика аэропорта, какой именно номер автобуса нам нужен. Ага! 105-й! На нем мы вроде бы еще сможем доехать хотя бы до ждвокзала в Адлере, а там – если ничего до Псоу не будет, сдадим огромные наши рюкзаки в камеру хранения и погуляем по ночному городу, а повезет – дойдем до вожделенного моря и скоротаем ночь... Тут к нам подкрадывается еще одна хитрая лисица, представляется диспетчером, говорит, что все тут знает и просто подскажет, куда ехать. В итоге оказывается, что это очередной таксист. Предлагает довезти до ждвокзала за 300 рублей. Мы мотаем головой. Проходит пять минут. В ночном жарком воздухе раздается еще один шикарный акцент: "Дэвочки! Куда вам? Я диспэтчэр... Я все тут знаю..." На нас нападает дикий хохот. Следующему пристающему мы с нескрываемым цинизмом говорим, что мы в курсе, что он диспетчер, но нам никуда не надо, и вообще мы тут прохлаждаемся... И на протяжении всей нашей поездки тема диспетчеров оказывается нашей излюбленной забавой. На обратной дороге, уже в аэропорту Москвы, где у нас транзитная пересадка в другой самолет, Анечка присваивает мне звание почетного диспетчера Абхазии. Я горжусь им. Честное слово.

Мироздание к нам благосклонно: автобус до ждвокзала действительно приезжает и даже почти по расписанию, такой вполне себе современный автобус – совсем как в Питере. Поездка до вокзала обошлась нам в 30 рублей за двоих...
Перед вокзалом пальмы и красота, огни и суетный дух курорта. Возле стеклянных дверей вокзала стоит молоденький абхаз-охранник, красавчик, каких поисках. Он неожиданно легко соглашается узнать у коллег, какой именно номер маршрутки идет до Псоу и ходят ли они еще. И снова везение – именно этот 125-й автобус стоит сейчас в 20 метрах от входа в вокзал, и мы несемся сломя голову, невзирая на тяжеленные рюкзаки.
Отдельное слово о рюкзаках. Изначально планировалось, что, возможно, мы присоединимся к группе знакомых "паломников" в Абхазию, которые йоги-массажисты-сыроеды и вообще всяческие походно-духовные люди. С целью бегать по горам высунув язык я взяла палатку, кеды, котелок, железные миски. Обе мы взяли спальники, дождевики и теплые вещи. С грустью и печалью я везла все это назад, ибо, кроме палатки (один раз, о чем речь ниже), ничто из этого не пригодилось. Спальник я даже не доставала из рюкзака, а ведь он занимал добрых его три четверти... Походные люди отменили Абхазию, и мы оказались сами себе велосипеды. Что, впрочем, наверное, к лучшему...

Итак, мы едем с бодрым водителем (билет – 30 рублей за человека и что-то еще сверху за багаж), который по дороге то ли шутит, то ли ворчит. В Адлере вообще все водители очень эмоциональные и разговорчивые. Видимо, испарения моря так влияют, а может, это мутация в ответ на зашкаливающее количество кипарисов и олеандров на квадратный метр...

Минут через двадцать мы растерянно выходим - конечная, Псоу. Темнота. Нас окружают странного вида сетки-заборы и личности, подозрительно похожие на "диспетчеров". Пол-двенадцатого ночи. Я вижу, как внизу у какого-то грузовика (кажется, с продуктами) сидит абхазка и почти засыпает. Она объясняет нам, куда податься, чтобы перейти границу, и мы медленно ползем навстречу неизвестности, обливаясь потом и мечтая немедленно раздеться. Я уже ничего не соображаю. Слышу голос Анечки словно через пелену: "Мне показалось или я сейчас действительно видела табличку: "Осторожно, еж?" Я задумчиво молчу. Кажется, я тоже ее видела. Только замутненное стрессами перелета и набегами диспетчеров сознание даже не удивилось такому повороту сюжета...

Далее – беглым почерком – один пограничник, затем второй, на русской стороне, он сидит в белом бетонном здании, вернее, в будке внутри него. Бесконечно долго он проверяет мой сильно потрепанный паспорт с размытой подписью (последствия кражи и нескольких дней в канаве), спрашивает, надолго ли я в Абхазию, с какой целью, есть ли у меня загранпаспорт, почему мой паспорт так плохо выглядит. Под лампой он проверяет подлинность фотографии и водяных знаков, затем пробивает что-то в компьютере, но в розыске я, как ни странно, не состою. Наконец-то он неохотно протягивает мне паспорт обратно и включает зеленый свет. Зато Анечку пропускают без вопросов, несмотря на то, что место рождения у нее – Донецк... Сами же понимаете – буквально при-рожденный экстремист и разжигатель!
Мы проходим по длинным решетчатым коридорам до абхазской стороны, там мой паспорт рассматривают в течение 20 секунд – и ура, ребята! Добро пожаловать в Абхазию!

Еще один длинный коридор с решетчатыми стенами... И вновь "диспетчера" с услугами, после сочинского нашествия мы от них шарахаемся, не отвечаем на вопросы и вообще строим из себя слабоумных и глухонемых.
Никаких признаков маршруток нет, маленькая приграничная площадь выглядит довольно уныло и скудно. Я звоню в адлеровское такси, в одно и второе, но все они ездят только до Псоу, а дальше ни-ни. Полночь. Мы долго пытаемся понять, что делать? Озираемся по сторонам и переходим дорогу, идем куда-то – куда? В ночь... Поискать магазин... У Ани есть сыр, и надо срочно все это дело закусить чем-то основательным. Мы идем по другой стороне дороги, диспетчера гортанно окликают нас и, не получив ответа, кричат нам, что мы странные. "Еще какие странные, -тихо смеемся мы про себя, - вы еще, ребята, не подозреваете, насколько…"

Метров через двести мы добредаем до киоска, где будим сонную пожилую абхазку, покупаем у нее белый хлеб (потом мы в его золотистой корочке найдем пчелу) и спрашиваем, не знает ли она случайно, где бы нам поставить на ночь палатку? Возле киоска странные парни перегружают туда-сюда арбузы. Мнооого парней и мнооооого арбузов... По-прежнему очень жарко, особенно в брюках и кедах с носками… Продавщица показывает нам на будку с надписью ГАИ на другой стороне дороги и советует спросить у них.

Ура! Мы попадаем на русского дядьку, который, узнав, что мы только что перешли границу, отводит нас на автостоянку. Вернее, за прозрачный сетчатый забор у самой приграничной дороги, где растут огромные рукастые деревья с желтыми листищами (кажется, это платаны). Под ногами земля, камушки, много сухих листьев. Практически романтика...
Мы хотим встать подальше от проезжающих машин и самого поста ГАИ, но там уже начинается приграничный рынок. Только мы расчищаем место для палатки от веток и камней, как вдруг подъезжает джип. Явно нерусский мужчина (якобы начальник ГАИ) командует нам подойти поближе к его машине и поставить палатку возле нее, чтобы мы были под их присмотром. Мы слушаемся – с начальством в чужой стране спорить еще опаснее, чем в своей. Еще они зовут нас спать в машину, жарить шашлыки и все такое, но не очень навязчиво, слава аллаху. Все равно мы немного боимся. Стрекочут цикады. Мимо ездят запоздалые машины – ночью пройти границу гораздо проще...

Мы ставим палатку, уплетаем сыр с хлебом, доедаем мой стратегический запас бананов – еще две-три штуки из связки в два килограмма, купленной перед отъездом, остается на утро, и один, кажется, доезжает с нами до Нателлы. Пока едим и болтаем, обсуждая впечатления и делясь опасениями, на часах уже почти три часа. Однако надо прилечь хотя бы на несколько часов до первой маршрутки... Но это непросто: походных пенок у нас нет, потому что я надеялась купить их в Адлере или в Пицунде. Ну не тащить же в самолет еще и этот объемный походный прибамбас! Решили, что я буду спать на пляжной тоненькой подстилке, а Анечка и вовсе без нее, постелив на черную плащевку палатки какие-то одежные тряпочки.

В палатке душно, даже если ее закрыть всего лишь противокомарной сеткой. К тому же у меня безумно крутит живот от хаотичной еды и впечатлений. Камушек впивается мне в правый бок под ребра, гаишники постоянно громко разговаривают по телефону и друг с другом, постоянно ездят туда-сюда, и даже под включенный плеер с "Рамадасой" я не могу уснуть. Так я верчусь часов до пяти утра, все нестерпимее хочется в туалет, а что делать - непонятно...
В итоге, рассудив, что ночью все кошки справляют нужду, где придется, я выползаю из палатки и беззастенчиво писаю под деревом, потом слегка дремлю не больше часа, и в шесть утра мы уже встаем и собираем палатку, одеваемся и идем. Покупаем холодную "горную" воду у той же продавщицы, которая уже слегка подпроснулась. У нее тут же в ларечке два стола, на столе свежий фарш, вареные яйца и все такое. Видимо, будет лепить чебуреки.

Утро еще прохладно, но по зрелому солнцу понятно, что жара не за горами... Мы возвращаемся на площадь перед границей, садимся в белый микроавтобус, на котором написано "Пицунда", проезд стоит 150 рублей. В маршрутке мы первые, поэтому еще около часа мы сидим и ждем, пока наше средство передвижения заполнится. Водитель сидит снаружи и переговаривается с соратниками – вокруг куча таких же микриков, кто до Гагры, кто до Сухума. Пассажиры хотят уже ехать, но водитель все наши инсинуации гордо игнорирует. Вдруг кто-то из пассажиров говорит про автобус до Пицунды за 50 рублей, который стоит рядом (в итоге оказывается, что до Лидзавы все-таки 80), все подрываются и кидают водителя в одиночестве – сам виноват, сколько мы его мы ждали! Мы с трудом влазим в старенький "пазик", едва упихнув туда рюкзаки, я сижу на переднем сиденье у двери с соседкой в легком сарафанчике и ее маленькой дремлющей на коленях дочкой, а Анечка едет стоя... Я гляжу в окно и уже через пять минут вижу, как в окошке справа от меня возникает невероятно прозрачная глубина и бесконечность: ляпис-лазурь, бирюза, божественно прекрасная драгоценность...
Tags: бу-дни, путешествия, сказы девичьи

• Гардемарины 15 лет спустя

15 лет назад я создала этот ЖЖ. В Екатеринбурге. Работая журналисткой в "КП-Урал". Назвать этот пост я хотела "конец прекрасной эпохи". Но не…

• в преддверии ноября

Друзья мои =) Если у вас есть пять минут перед или после завтрака, прочитайте меня, пожалуйста =) Во время завтрака лучше не читать, лучше помечтать…

• Абхазия. День 1

Древняя легенда гласит, что Господь, сотворив землю и разделив ее между народами, приберег себе самый красивый уголок ее. И лишь прародитель абхазов…